ГуманитариЙ актуальные проблемы гуманитарной науки и образования
Russian Journal of the Humanities
ISSN 2078-9823 (Print)
ISSN 2587-7879 (Online)
Навигация
УДК 159.922.2
Ж. Г. Гаранина1, Е. С. Макарова2, А. В. Тимофеева3, М. В. Паршина4
1, 2, 3 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия)
4 Саранский электромеханический колледж (Саранск, Россия)
1 e-mail:garanina23@mail.ru
2 ekaterina.makarovaa@mail.ru
3 nastya-timofeeva-2000@inbox.ru
4 e-mail: parm9239@gmail.com
Личностные особенности студентов, влияющие на гаджет-зависимое поведение
Аннотация
Введение. В статье рассматривается проблема взаимосвязи личностных особенностей и гаджет-зависимости студентов. Анализируются сложившиеся теоретические подходы к понятию гаджет-зависимости и влияющих на нее факторов.
Материалы и методы. Эмпирическое исследование, участниками которого стали 102 студента, проводилось на базе ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет
им. Н. П. Огарёва». Были использованы следующие методики: тест на определение зависимости от гаджетов – модификация теста интернет-зависимости К. Янг (Internet Addiction Test, IAT); тест-опросник для определения уровня самооценки С. В. Ковалева; краткая шкала самоконтроля (Brief Self-Control Scale, BSCS) Дж. Тангни, методика исследования волевой организации личности М. С. Гуткина, Г. Ф. Михальченко, А. В. Прудило. Математическая обработка полученных результатов проводилась с помощью корреляционного анализа Пирсона и U-критерия Манна – Уитни.
Результаты исследования. В результате проведенного исследования выявлены положительные корреляционные взаимосвязи между личностными свойствами и уровнем зависимости от гаджетов у студентов. Гаджет-зависимость положительно связана с низкой самооценкой респондентов и имеет сильную отрицательную взаимосвязь с самоконтролем.
Обсуждение и заключение. Студенты с повышенным уровнем гаджет-зависимости характеризуются низким уровнем самоконтроля, не могут регулировать свое стремление к использованию смартфонов. Также к гаджет-зависимости склонны студенты с низким уровнем самооценки, что может объясняться неуверенностью в себе и склонностью к использованию смартфонов для удовлетворения аффилиативных и информационных потребностей.
Ключевые слова: гаджет-зависимость, самооценка, самоконтроль, студенты, аддиктивное поведение.
Для цитирования: Гаранина Ж. Г., Макарова Е. С., Тимофеева А. В., Паршина М. В. Личностные особенности студентов, влияющие на гаджет-зависимое поведение // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2024. Т. 24, № 3. С. 277–287.
© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.
430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,
Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»
Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru
Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru