СВИДЕТЕЛЬСТВО

Яндекс.Метрика

«Гуманитарий» (2022г. №58)

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)

DOI: 10.15507/2078-9823.058.022.202202.117-127

УДК 930.20

Н. М. Арсентьев

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия),

е-mail: director_isi@bk.ru

 

Школьные учебники по отечественной истории России  и стран Евросоюза в конце XX – начале XXI в. как диалог науки и политики

 

Аннотация

Введение. Одним из приоритетов развития современного исторического образования в

условиях глобализации гуманитарного пространства стало формирование социальных практик, позволяющих обсуждать и координировать в содержании учебников по отечественной истории мировой, национальный, региональный и локальный контент. При организации системы преподавания истории в школах России и стран Евросоюза позиция государства везде по-прежнему является определяющей. Необходимость формирования консенсуса в интерпретации прошлого вызвана нарастанием конфронтации в связи с поляризацией общественного дискурса и роста международной напряженности. Повышенное внимание мирового сообщества к политике памяти активизировало интерес исследователей к этой теме.

Методы исследования. Методологическую основу работы составили современные методы анализа историко-культурного наследия прошлого. Исследование проведено в русле концепций, в которых обосновывается периодическая сменяемость идеалов образования и воспитания в зависимости от характера государственной власти. При изучении смыслов проводимой модернизации исторического образования широко использовался контент-анализ публикаций СМИ. Принципы историзма, объективности, системности позволили полно, глубоко и комплексно рассмотреть объект исследования в контексте современного развития.

Обсуждение и заключение. Проведенное исследование показало, что школьное историческое образование в начале 2020-х гг. по-прежнему остается конфликтным полем, в котором противостоят интересы государств, межгосударственных объединений, общественных и конфессиональных структур в многообразии проявлений влияния на формирование мировоззрения молодежи. С 1996 по 2006 г. в России модернизация исторического образования проходила в рамках проекта «Европейское измерение в изучении истории». С 2007 г. на три года планировался новый межправительственный образовательный проект «Образ иного в преподавании истории», ориентированный на адаптацию школьного процесса к условиям нарастающего культурного многообразия. Однако в 2006 г., с созданием по поручению Президента В. В. Путина нового историко-культурного образовательного стандарта, реформирование школьной системы исторического образования уже не укладывалось в программу создания Большой Европы. Сотрудничество с Евросоюзом по координации содержания школьных учебников тем не менее было продолжено. Для предотвращения углубляющейся радикализации общественного сознания наша страна в числе 17 государств-участников стала соорганизатором Обсерватории по вопросам преподавания истории, созданной по инициативе Франции в ноябре 2020 г., а в Москве 4–5 октября 2021 г. был проведен Первый Всемирный конгресс школьных учителей истории. Исследование накопленного с 1996 г. значительного опыта сотрудничества Российской Федерации и Евросоюза в сфере школьного образования свидетельствует, что согласованная политика памяти возможна только при расширении сотрудничества историков, диалога специалистов в поиске консенсуса по наиболее дискуссионным и трудно решаемым вопросам истории Большой Европы, а также стремлении политиков к мирному сосуществованию и стабильности, выработке гарантий равной безопасности.

Ключевые слова: школьное историческое образование в странах Евросоюза и России, политика памяти, Обсерватория по вопросам преподавания истории, Первый Всемирный конгресс школьных учителей по истории, школьные учебники по истории, массовое историческое сознание.

Для цитирования: Арсентьев Н. М. Школьные учебники по отечественной истории России и стран Евросоюза в конце XX – начале XXI в. как диалог науки и политики // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2022. – Т. 22, № 2. – С. 117–127. – DOI: 10.15507/2078-9823.058.022.202202.117-127.

 

Список источников

1. Вяземский Е. Е. Проблема фальсификации истории России и общее историческое образование: теоретические и практические аспекты // Проблемы современного образования. – 2012. – № 1. – С. 28–43.

2. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Теория и методика преподавания истории: учеб. для вузов.  – М.: ВЛАДОС, 2003. – 382 с.

3. Иващенко А. С. Эволюция функций исторической науки в конце ХХ – начале XXI в. // Голос минувшего. – 2014. – № 3–4. – С. 208–215.

4. Медушевский Н. А. Размышления о политике памяти: сб. работ. – [Б. м.]: Изд. решения, 2019. – 142 с.

5. Перевезенцев С. В. Изобретение истории // Россия в глобальной политике. – 2017. – Т. 15,

№ 3. – С. 207–221.

6. Савельева И. М., Полетаев А. В. История и время: В поисках утраченного.– М.: Языки рус. культуры: Кошелев, 1997. – 796 с.

7. Страдлинг Р. Преподавание истории Европы XX века: материалы к семинару «Подготовка учителей истории для работы в поликультурной среде». – Томск: Изд-во Том. пед. ун-та, 2005. – 262 с.

8. Страдлинг Р. Проблемы преподавания истории в XXI веке // Время. – 2003. – № 4. – С. 123–126.

9. Тишков В. А. Новая историческая культура (размышления после XXI Международного конгресса исторических наук) // Новая и новейшая история. – 2011. – № 2. – С. 3–23.

10. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. – М.: Книж. клуб 36.6, 2010. – 463 с.

 

Загрузить статью в PDF

 

© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.

430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,

Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»

Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru

Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru