ГуманитариЙ актуальные проблемы гуманитарной науки и образования
Russian Journal of the Humanities
ISSN 2078-9823 (Print)
ISSN 2587-7879 (Online)
Навигация
ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)
DOI: 10.24412/2078-9823.071.025.202503.296-312
УДК 159.922.2
Ж. Г. Гаранина1, А. А. Староверов 2, Е. П. Соколова3
1, 2, 3 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия)
1 e-mail: garanina23@mail.ru
2 e-mail: aleksandr.staroverov00@mail.ru
3 e-mail: sokolep@mail.ru
Взаимосвязь личностных особенностей и установок по отношению к интернету у студентов вуза
Аннотация
Введение. В статье рассматривается проблема взаимосвязи личностных особенностей и установок по отношению к интернету у студентов. Анализируются теоретические подходы к проблеме установок по отношению к интернету и влияющих на них факторов.
Материалы и методы. Эмпирическое исследование, участниками которого стали 110 студентов, проводилось на базе ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет
им. Н. П. Огарёва». Были использованы следующие методики: тест-опросник самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантилеева, опросник «Мотивация пребывания человека в социальных сетях» Л. В. Трубицыной, Е. А. Феоктистовой, опросник установок по отношению к интернету Э. Губенко, опросник самопрезентации в социальной сети (адаптация методики Self-Presentation, SPFBQ) Д. С. Корниенко, Н. А. Рудновой. Математическая обработка полученных результатов проводилась с помощью корреляционного анализа Пирсона.
Результаты исследования. В результате проведенного исследования выявлены корреляционные взаимосвязи между такими личностными качествами студентов, как самоотношение и образ-Я, и установками по проблемному использованию интернета, мотивами избегания неприятностей, а также личными и бытовыми мотивами пребывания в интернете.
Обсуждение и заключение. Структура самоотношения играет ключевую роль в отношении к интернет-среде. Чем целостнее и устойчивее является представление о себе, тем более конструктивными и целенаправленными оказываются мотивы пребывания в интернете. У студентов с выраженными установками в отношении проблемного использования интернета наблюдается тенденция к поиску подтверждения своей ценности, актуализации собственного «Я» или стремление к преодолению чувства неполноценности в виртуальной среде.
Ключевые слова: студенты, самоотношение, самопрезентация, установки, интернет-среда, социальные сети, мотивы пребывания в интернете.
Для цитирования: Гаранина Ж. Г., Староверов А. А., Соколова Е. П. Взаимосвязь личностных особенностей и установок по отношению к интернету у студентов вуза // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2025. Т. 25, № 3. С. 296–312. DOI: 10.24412/2078-9823.071.025.202503.296-312.
© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.
430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,
Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»
Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru
Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru