ГуманитариЙ актуальные проблемы гуманитарной науки и образования
Russian Journal of the Humanities
ISSN 2078-9823 (Print)
ISSN 2587-7879 (Online)
ГуманитариЙ актуальные проблемы гуманитарной науки и образования
Russian Journal of the Humanities
ISSN 2078-9823 (Print)
ISSN 2587-7879 (Online)
ГуманитариЙ актуальные проблемы гуманитарной науки и образования
Russian Journal of the Humanities
ISSN 2078-9823 (Print)
ISSN 2587-7879 (Online)
Навигация
ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online)
DOI: 10.24412/2078-9823.070.025.202502.189-198
УДК 615.851
Н. Е. Кулешова1, Л. И. Лашмайкина2, А. С. Москвина3 1 Университет «Синергия» (Москва, Россия),
e-mail: Lobanova80.80@mail.ru
2 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия),
e-mail: L.Lashmaikina@yandex.ru
3 Государственный университет просвещения (Москва, Россия),
е-mail: anna.moskvina@list.ru
Ценностные ориентации и агрессивность подростков: социально-психологический аспект
Аннотация
Введение. Господствующая обстановка в стране лежит в основе всевозможных отклонений в эмоциональной и волевой сферах личности и затрагивает личностное развитие подрастающего поколения. Значимое отражение происходящего в обществе наблюдается в период отрочества. Именно в этот период ценностные ориентации начинают складываться в сложную устойчивую систему, определяющую становление жизненной позиции ребенка. Современные подростки характеризуются повышенной внушаемостью, что на фоне потери ценностей и идеалов ведет к ломке принципов нормального общения между подростками и вспышкам агрессии [4]. Данный факт порождает необходимость более детального рассмотрения проблемы, связанной с построением системы ценностных ориентаций у подростков. Нами поставлены задачи: 1) теоретически обосновать сущность ценностных ориентаций в контексте социализации подростков, а также проблемы агрессивности; 2) выявить ценностные ориентации у подростков; 3) исследовать взаимозависимость ценностных ориентаций и агрессии подростков; 4) обосновать формы работы с подростками с агрессивным поведением.
Гипотеза исследования. Складывающаяся в подростковом возрасте система ценностных ориентаций связана с формой выражения и уровнем агрессии в данном возрасте.
Материалы и методы. Авторы использовали анализ научной литературы, психодиагностические методы (методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, опросник Басса – Дарки), сравнительно-сопоставительный метод, методы количественной и качественной обработки данных.
Обсуждение и заключение. Представлены результаты исследования, связанные со снижением уровня агрессивности у подростков.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, агрессия, социализация.
Для цитирования: Кулешова Н. Е., Лашмайкина Л. И., Москвина А. С. Ценностные ориентации и агрессивность подростков: социально-психологический аспект // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2025. Т. 25, № 2. С. 189–198. DOI: 10.24412/2078-9823.070.025.202502.189-198.
© МГУ им. Н.П. Огарева. Историко-социологический институт, 2017.
430005, г. Саранск, ул. Большевистская, 68, оф. 411,
Редакция журнала «Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования»
Тел.: (8342) 24-25-90; 27-07-11, Факс: (8342) 24-25-90, E-mail: jurnal-gumanitary@isi.mrsu.ru
Разработка Напалков А.А., Email: napalkov@isi.mrsu.ru